Кладбища Москвы



Кладбища Москвы часто являются не только местом захоронения умерших, но и историческими достопримечательностями. Например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища Москвы известны как места, где погребены выдающиеся личности, известные далеко за пределами России.

История кладбищ Москвы уходит в глубину веков. Вначале погосты устраивали при монастырях и приходских церквях. Согласно различным документальным источникам в 17 веке в Москве насчитывалось от 300 до 600 кладбищ.

Были в то время кладбища и на территории Кремля. После того, как при Иване Калите в 14 веке из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра, в кремлевских соборах хоронили не только великих князей, но и русских митрополитов. Усыпальницей московских князей, а затем и царей стал Архангельский собор, а высших церковных иерархов хоронили в Успенском соборе Кремля. В числе самых древних захоронений, сохранившихся в Москве и те, что расположены на Новодевичьем кладбище и в Донском монастыре.

Иностранцев хоронили на отдельных кладбищах. Было не принято особо разделять их по национальностям, поэтому использовалось обобщение "немцы". В 12 веке "немцев" хоронили на кладбище в Марьиной роще (не сохранилось до нашего времени), позднее в Лефортове, на Немецком кладбище на Введенских горах. Здесь хоронили христиан, среди которых было множество иностранных коммерсантов, чьи фамилии встречались на вывесках магазинов Кузнецкого моста и других торговых улиц.

Уже в 1657 году, а затем и в 1723 году были изданы указы запрещающие производить захоронения при церквях на территории Москвы. Исключение делалось только для высокопоставленных лиц. Но, как это часто бывает, указ этот не особо соблюдался. Первое загородное кладбище в Москве было открыто или в 1750 или в 1758 году (источники на этот счет выражают разные мнения) - это было Лазаревское городское кладбище. В 1771 году, когда во время эпидемии чумы в Москве ежедневно умирало огромное количество людей, на Лазаревском кладбище места уже не хватало, и возобновились захоронения на территории Москвы. В ответ на это указом Екатерины II Сенат вновь запретил хоронить умерших на московских церковных некрополях, потребовав организовать достаточное количество кладбищ за чертой города.

В это время появилось около двадцати кладбищ, в числе которых: Ваганьковское, Даниловское, Армянское, старообрядческие Преображенское и Рогожское, а также другие. Тогда же открылись и Еврейское, Караимское и Татарское кладбища.

Как уже упоминалось выше, знатные особы имели привилегию быть захороненными в Москве, но за границами Земляного вала. Таким образом расширились некрополи Симонова, Новоспасского и других московских монастырей.

В 1915 году в нынешнем районе Сокол (село Всехсвятское) было создано воинское братское кладбище для захоронения погибших в сражениях Первой мировой войны. Его заложила великая княгиня Елизавета Федоровна, а позднее здесь построили храм Преображения Господня. В 1917 году на этом московском кладбище похоронили юнкеров, погибших в революционных боях. В 30-е годы кладбище и церковь сравняли с землей, и на этом месте выстроили Песчаные улицы, а затем кинотеатр Ленинград.

В ноябре 1917 года у стен Кремля возникло еще одно кладбище – здесь похоронили красногвардейцев, погибших в борьбе за новую власть. В 1927 году в Москве на Донском кладбище был построен первый крематорий с колумбарием, а затем колумбарии начали оборудовать и на других московских кладбищах.

Некоторые кладбища в Москве воспринимались как исторические памятники еще в дореволюционные годы, ведь на них можно было встретить могилы людей, сыгравших в свое время заметные роли в судьбе России. После того, как указом Советского правительства церковь была отделена от государства, кладбища превратились в гражданские учреждения, и религиозные обряды погребения сменились светскими. Изменяются не только обряды, но и внешний вид надгробий: вместо распятий появились пятиконечные звезды, и другая советская символика. В годы советской власти были снесены некоторые старые кладбища, в числе которых: Братское, Всехсвятское, Дьяковское кладбища. Были уничтожены и кладбища при Симоновом, Даниловском, Спасо-Андрониковом, Покровском и других монастырях Москвы. Исчезли также Лазаревское, Дорогомиловское и Семеновское кладбища.

По счастливой случайности удалось уцелеть кладбищам при Новодевичьем и Донском монастырях – это случилось потому, что здесь были открыты музеи. Хотя, несмотря на статус музея, Новодевичье кладбище в 30-е годы понесло значительный урон, из 2811 надгробий здесь остались лишь немногим более ста. Лучше всего сохранился некрополь при Донском монастыре – это было одно из самых аристократических московских кладбищ. Сюда после революции свозили надгробия со старинных кладбищ, подлежащих уничтожению. Поэтому Донской монастырь стал еще и своеобразным музеем надгробных памятников.

Что касается Новодевичьего кладбища, то в советское время оно стало вторым по престижности после некрополя в Кремлевской стене. Кроме многочисленных захоронений видных правительственных чиновников и партийных деятелей, на Новодевичьем кладбище покоятся и останки писателя Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. С. Хомякова, художника И. И. Левитана и многих других знаменитых людей.

В настоящее время в Москве существует 68 кладбищ. Некоторые из них закрыты для захоронения, а некоторые действуют.