Владимир Алексеевич Гиляровский – поэт, писатель, журналист, человек, который прекрасно знал Москву и всю Россию. Гиляровский родился в 1855 году в семье управляющего имением графа Олсуфьева на хуторе в Вологодской губернии, где и провел свое детство. Дед Владимира Алексеевича был запорожским казаком. Первым наставником маленького Володи стал друг деда, матрос Китаев, который взялся обучать мальчика плаванию, гимнастике, борьбе, верховой езде, брал с собой охотиться. Крепкий и жизнерадостный мальчик с удовольствием схватывал все новое.

Когда Владимиру исполнилось восемь лет, его мать умерла, а спустя некоторое время отец женился на женщине из известного рода. Мачеха приняла ребенка, как родного, обстановка в семье была очень доброжелательной, но привыкший к свободной раздольной жизни Володя трудно адаптировался к новым условиям. Особенно не давалось ему прилежание в учебе и хорошие манеры за столом. В первом классе вологодской гимназии Гиляровского оставили на второй год, но это не слишком огорчило мальчика. Уже в юности он писал стихи о проделках своих одноклассников и учителях. Его произведения пользовались у школьников большой популярностью. Гиляровскому хорошо давался французский язык, его переводы оценивали как очень хорошие. Затем Владимир увлекся цирком, освоил акробатику и джигитовку, всерьез решив стать цирковым артистом.

К Гиляровскому в полной мере можно применить выражение "колоритная личность". Его внешность, характер, манера вести себя и говорить, да и вся биография в целом были очень живописными. В 1871 году молодой Гиляровский провалил экзамены в гимназии, и, не окончив обучения, сбежал из дома. Владимир отправился в незнакомый мир, не взяв ни паспорта, ни денег, но он был твердо уверен в своих силах. Гиляровский вступил в артель бурлаков. В течение 20 дней он в общей лямке шел по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем Владимир Алексеевич работал крючником, табунщиком. Широкая натура будущего писателя требовала выражения, и во все свои начинания Гиляровский вкладывал весь свой, ум и душу. К тому же он обладал поразительной физической силой. Без труда Гиляровский ломал пальцами серебряные рубли, разгибал подковы. Рассказывают, что как-то Владимир Алексеевич решил удивить своего отца, и завязал узлом кочергу. В ответ отец, уже глубокий старик, тут же развязал и выпрямил кочергу, осерчав на сына за то, что он портит хорошие вещи.

В 1873 году будущий знаменитый журналист и писатель поступил в Московское юнкерское училище, но проучился в нем только месяц, а затем за нарушение дисциплины его отчислили полк. Продолжать службу Гиляровский не стал. Подав рапорт об отставке, он работал истопником в школе военных кантонистов, трудился в Ярославле на белильном заводе купца Сорокина, на рыбных промыслах, был пожарным и даже выступал в качестве циркового наездника. В 1875 году Гиляровский стал театральным актером. Его игру можно было увидеть на театральных сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и других городов России.

С началом русско-турецкой войны в 1877 году Гиляровский вернулся в армию в качестве вольноопределяющимся. Он служил на Кавказе в 161-ом Александропольском полку в 12-ой роте, затем перешёл в охотничью команду. Благодаря своим способностям Владимир Алексеевич довольно быстро попал на службу в ряды военной элиты – разведку. Он был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени – наградой очень почетной. Гиляровский редко надевал этот орден, но очень им гордился. Также Владимир Алексеевич получил медаль "За русско-турецкую войну 1877—1878" и медаль "В память 300-летия дома Романовых".

На протяжении всего этого времени Гиляровский продолжал писать стихи и разнообразные зарисовки, вел постоянную переписку с отцом, который хранил всю корреспонденцию. Стихотворение Гиляровского впервые было напечатано в Вологде в 1873 году, но сам автор узнал об этом лишь спустя пять лет.

В 1881 году, приехав в Москву, Гиляровский остановился в гостинице Голяшкина, что на углу Тверской и Газетного переулка. Здесь он познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который служил при первом частном московском драматическом театре А.А. Бренко, и там же жил. В театре часто бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский. Затем Гиляровский переселился в меблированные комнаты "Англия" в доме Шаблыкина на улице Тверской. В это время зародилась его дружба с А.П. Чеховым и И.И. Левитаном.

Осенью этого же года, вернувшись с театральных гастролей по городам России, Владимир Алексеевич начал работать репортером. Вначале несколько его заметок и стихов напечатали в "Русской газете", а затем он стал репортером газеты "Московский листок", недавно открытой Н.И. Пастуховым. В 1882 году Гиляровский уже был постоянным сотрудником газеты с оплатой по 5 копеек за строку. Пастухов стал первым наставником и учителем Гиляровского, он начал его знакомить с Москвой, ее разнообразными обитателями, в том числе с официальными представителями полиции, с миром преступников, нищих и бродяг. Все эти люди могли пригодиться в будущем, от них можно было получать нужные сведения о московских происшествиях в самые короткие сроки. Обязанностью Владимира Алексеевича было предоставлять в газету наиболее оперативно все самые свежие новости, быть в курсе всего, что происходит в Москве и окрестностях. Несмотря на довольно молодой возраст, у Гиляровского за плечами был уже солидный жизненный опыт, и это очень помогало ему в работе. В поисках интересных сюжетов он пешком ходил на окраины Москвы, какими тогда были Марьина Роща или Даниловка. Пастухов был очень скрупулезен в отношении правдивости материала, который выходит в его газете. Он требовал, чтобы сведения репортеров были исключительно правдивыми. Так Гиляровский выработал в себе такие профессиональные качества как высокая осведомленность, оперативность, правдивость. Его источники информации выходили далеко за рамки официальных, а сам он подшучивал над полицией, говоря: "мои агенты лучше ваших".

Несмотря на то, что у Владимира Алексеевича было множество знакомых среди вокзальных сторожей, канцелярских писцов, трактирщиков, кустарей, гостиничной прислуги, пожарных, обитателей трущоб, он по возможности предпочитал лично присутствовать на месте любого значительного происшествия. Часто он прибывал на место раньше прочих репортеров, получив сведения из первых рук, и опередив всех своих коллег. У него даже было специальное разрешение, позволявшее ему ездить вместе с пожарными на их обозах. Благодаря репортажам Гиляровского росла популярность изданий, в которых они печатались. Владимир Алексеевич же приобрел всеобщую известность и уважение после того, как опубликовали его репортаж о трагических событиях на Ходынском поле, когда во время коронации Николая II в страшной давке погибло огромное количество людей. Это был единственный репортаж в русской и мировой прессе, который правдиво повествовал о случившейся трагедии.

Ту функцию, которую сейчас выполняет телевидение, тогда выполнял репортер – единственный источник свежих новостей. Гиляровский был первооткрывателем горячего репортажа, как в прямом, так и в переносном смысле. Он не раз рисковал своей жизнью. Это было и на Ходынском поле, и во время репортажей с московских пожаров, в тушении которых Гиляровский иногда сам принимал участие. Он никогда не стоял в стороне от событий. Человек богатырского телосложения, в колоритной казацкой папахе, он стал живым символом Москвы.

Довольно скоро заметки Гиляровского стали появляться и в других московских изданиях, и всего за несколько лет из простого репортера он превратился в знатока московской жизни. Владимир Алексеевич был не только талантливым журналистом и писателем, но и очень интересным собеседником. Москвичи стали называть его дядей Гиляем, признавая за своего и выражая искреннюю признательность. О жизни Гиляровского сохранилось множество воспоминаний, из которых становится понятно, какой это был необычный человек. Например, однажды он отправил в Австралию по вымышленному адресу письмо только для того, чтобы проследить долгий и запутанный путь, который проделает письмо по миру, прежде чем вернуться к отправителю. Друзьями и хорошими знакомыми Владимира Алексеевич были многие известные люди того времени, в том числе Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин, Андреев, Белый, Блок, Брюсов, М. Горький, М.Н. Ермолова, Есенин, Качалов, Паустовский, Репин, Саврасов, Станиславский и многие другие. Он являлся действительным членом Общества любителей российской словесности, был членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

Как уже говорилось, Гиляровский считался признанным знатоком Москвы, и это было на самом деле так. Он прекрасно знал историю города и то, чем жила современная Москва. Его интересовало все: архитектура, география, высший свет Москвы и низшие слои общества, обитавшие в районе Хитровки. Городская беднота также прекрасно знала и любила писателя, а заслужить такое отношение было очень нелегко. Завоевать доверие нищих, босяков, отщепенцев и преступников, опустившихся по разным причинам, озлобленных, Гиляровский смог благодаря своему бесстрашию, честности и добросердечию. Все знали, если ты сегодня поделишься с "дядей Гиляем" информацией, завтра он выручит тебя – даст взаймы денег, и тут же о них забудет, вызволит из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию в интересующем тебя деле, а если повезет – то король московских репортеров прославит тебя в своей статье. Отличительной особенностью его таланта было умение найти не просто актуальный материал, такой, который вызывал у людей живой интерес и сопереживание.

Как уже говорилось, Владимир Алексеевич был приверженцем точности, никогда не шел на поводу желания приукрасить события, но это не значит, что его репортажи являлись сухим изложением фактов. Во всех своих статьях он не просто рассказывал о случившемся, большое внимание он уделял людям – непосредственным участникам событий. Гиляровский всегда обращал внимание на простых людей и условия их труда. Один из примеров – это репортаж из Орехово-Зуево, сделанный в 1882 году. В своей статье журналист пишет о тяжелом положении семей рабочих, которые погибли во время пожара на фабрике Хлудова. В репортаже "С гуслицкого пожара" 1887 Гиляровский пишет: "Героем дня в деревне явился 13-лет-ний мальчик Гаврило Лаврентьев". Этот мальчик вынес из горящей избы своего младшего брата. Обычные горожане часто становились героями очерков Гиляровского. Он писал о скудных заработках штатных воспитателей Воспитательного дома, о плохом состоянии благотворительных заведений Москвы, о бедах отдельных семей, о попытках организованной борьбы с пьянством и многих других социальных проблемах.

Не всегда официальные власти были рады вмешательству корреспондентов газет и журналов, и Гиляровскому приходилось применять и настойчивость, и находчивость. Среди громких репортажей Гиляровского целый ряд посвящен железнодорожной тематике. Когда в 1892 году на станции Кукуй Курской железной дороги произошла железнодорожная катастрофа, ее расследовали в условиях особой секретности, так как вина путевых служб в том случае была чересчур очевидной. Посторонних к расследованию не подпускали и близко, но Гиляровский не мог смириться с таким положением дел. Новость о трагедии застала его в гостях у М.В. Лентовского, где также находился и управляющий Московско-Курской железной дорогой. Владимир Алексеевич по собственной инициативе, даже не известив редакцию газеты, в которой работал, без промедления отправился к месту крушения. Он спрятался в туалете одного из вагонов служебного поезда, а затем присоединился к комиссии, члены которой толком друг друга не знали. Таким образом, Гиляровский опередил журналистов из других газет на двое суток, и мог предоставить людям самые точные сведения без официальной цензуры. В течение двух недель Гиляровский посылал репортажи с места событий в "Московский листок".

Были и такие задания, с которыми Гиляровскому не удалось справиться. Одно из них – несостоявшийся репортаж с воздушного шара. Поначалу было запланировано, что Владимир Алексеевич будет описывать полет воздушного шара над Москвой, но в последний момент обстоятельства сложились так, что журналисту пришлось лететь вместе с воздухоплавателем, и они улетели за пределы Москвы, а репортаж не попал в газету в нужное время. Спустя 40 лет отчет-воспоминание о полете все-таки был напечатан, а ощущения от этого приключения Гиляровский сохранил навсегда.

Но Владимир Алексеевич сотрудничал не только с "Московским листком". Еще сенью 1883 года, когда Гиляровский вернулся с гастролей театра В.Н. Андреева-Бурлака, газета "Русские ведомости" решила улучшить свою репортерскую часть, и взяла его на работу. Сам журналист об этом вспоминал так: "Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом".

Гиляровскому приходилось вести очень напряженный образ жизни: "Днем завтракаешь в "Эрмитаже", ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте... а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении "Демона", присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, — я описываю обстановку этого торжественного спектакля; а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер — встречи в редакциях... у Глеба Успенского на пятом этаже в его квартирке на Васильевском острове... А там опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю".

Пожалуй, стоит отметить, что работа Гиляровского не была простой погоней за сенсациями. Часто в результате его репортажей-расследований на существующие проблемы обращали внимание власти, и решали их. Так, в конце 1880-х годов в Москве существовала проблема отлова бездомных одичавших собак, и в 1887 году вышла обширная статья Гиляровского "Ловля собак в Москве". Для того, чтобы изучить ситуацию изнутри, журналист пришел к людям, которые занимаются отловом животных, и сказал, что у него пропала собака. Эта небольшая хитрость позволила ему увидеть, в каких ужасных условиях содержатся отловленные собаки, а также о существующем барышничестве, которое поощряло похищение породистых собак, и противоречило существующим инструкциям по отлову. Все эти и прочие подробности, открывшиеся в результате репортерского расследования, позволили властям незамедлительно принять меры, и усилить контроль полиции за Грибановым, возглавлявшим этот бизнес в Москве.

Репортерская работа требовала от Гиляровского постоянно передвигаться. Приходилось очень много ездить и ходить. У Владимира Алексеевича был свой постоянный извозчик, о котором он писал: "Ваня Дунаев ездил со мной помесячно... Я ездил с ним на рискованные репортерские приключения по разным трущобам совершенно спокойно. Он бывал со мною на скачках и бегах". Редакция газеты ценила увлеченность и профессионализм Гиляровского. Помимо установленных 5 копеек за строку, ему платили еще 100 рублей в месяц, а также оплачивала некоторые командировочные расходы. Гиляровский вспоминал: "В те годы я занял в "Русских ведомостях" солидное положение и, кроме репортерства, печатал статьи и фельетоны".

В 1887 году по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова Гиляровский издал свой первый сборник "Трущобные люди". Практически весь тираж этого сборника был уничтожен цензурой. Следом за первым сборником появились и другие, которые читатели встречали с неизменным одобрением. Произведения Гиляровского не были безупречными с литературной точки зрения. Чехов иногда критиковал склонность Владимира Алексеевича к "общим местам и трескучим описаниям", не забывая при этом называть человеком "чистым сердцем", в котором "совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам". В то время были широко известны и стихи Гиляровского, хотя, критики их оценивали не так высоко, как его прозу. В начале Первой мировой войны вышла книга его стихов, гонорар от которой автор передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Иллюстрации к книге создали братья Васнецовы, Кустодиев, Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. То, что такое число исключительно знаменитых людей объединились ради создания этой книги, говорит об уважении, которое они испытывали к Гиляровскому. Сам он интересовался живописью, и всегда поддерживал молодых художников, приобретая на выставках их картины. Но материальной помощью дело не заканчивалось. Гиляровский охотно писал о разнообразных художественных выставках, демонстрировал купленные картины своим знакомым, пророча их авторам славу в будущем. Художники отвечали Гиляровскому такими же теплыми чувствами. Его живописный образ так и просился на полотно. Владимира Алексеевича писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. На картине Репина "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" Гиляровского можно узнать в смеющемся запорожце. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский был на даче частым гостем, написал портрет Владимира Алексеевича и портреты членов его семьи. Скульптор Н.А. Андреев создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю ни с кого иного как с Гиляровского. И дело не только во внешней схожести писателя с запорожцем. После проведения ряда серьезных исследований Гиляровский установил точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько обширных статей.

Не только у художников личность Гиляровского вызывала живой интерес. О нем писали поэты, журналисты и писатели. Сохранилось множество воспоминаний об изучении Гиляровским "московского дна". Паустовский писал: "Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. Его можно назвать "комментатором своего времени". Можно сказать, что к написанию знаменитого рассказа "Злоумышленник" Чехова подтолкнул именно Гиляровский, история была довольно интересной.

В 1884 Гиляровский женился на М.И. Мурзиной. Несколько раз семья переезжала с квартиры на квартиру, а с 1886 года и до конца жизни проживала в доме Титова по адресу Столешников переулок, дом 9. Летом супруги снимали дачу в Краскове или в Быкове, что располагается по Казанской железной дороге. Сам Гиляровский редко жил на даче, был больше наездами, но за это время успевал найти интересные сюжеты из Подмосковья. В Красково дачу снимал и А.П. Чехов, с которым Владимир Алексеевич дружил. В один из дней, когда Гиляровский с Чеховым прогуливались по окрестностям, на берегу пруда они повстречали рыбака, мазавшего илом загноившуюся ногу. Будучи по образованию врачом, Антон Павлович не смог спокойно смотреть на такое невежество. Он осмотрел ногу мужика и прописал ему мазь. Возможно, именно тогда Чехов заметил на сетях у мужика необычные грузила. Гиляровский разъяснил Чехову, что это гайки, которые рыбак отвинчивает от железнодорожных рельсов. После этого случая у Чехова появился рассказ на железнодорожную тему под названием "Злоумышленник".

У самого Гиляровского с железной дорогой связано очень много сюжетов. Широко известен очерк "В вихре", когда Гиляровский ехал в том поезде, на котором машинист А.В. Ухтомский, эсер, вывозил из Москвы под обстрелом правительственных войск дружинников в декабре 1905 года. К этому же событию относится и рассказ железнодорожника Т.В. Голубева о карательной экспедиции полковников Мина и Римана на Московской железной дороге. Этот рассказ опубликовали только в 1925 году. Публикация была образцом честного и непредвзятого журналистского освещения. Повстанцы в нем изображены не такими идеальными людьми, которыми многим хотелось бы их видеть. Карательный поезд Римана застал многих из них за мародерством и грабежами станционных складов. Но в любом случае, жестокая расправа без суда и следствия не могла быть оправдана.

Среди самых известных репортажей Гиляровского – рассказ об ужасном урагане, который пронесся по Москве в 1904 году, и оставил после себя значительные разрушения и человеческие жертвы. 16 июня ураган пронесся опустошительной полосой от станции Карачарово до Сокольников в направлении Ярославского шоссе. Тираж газеты с этим репортажем побил все рекорды - было продано 100 000 экземпляров. Владимир Алексеевич писал, что "по счастью" он оказался в центре разрушительного смерча. Буря застала журналиста в Лефортове около 5 часов вечера. В 10 чесов Гиляровский уже был в редакции газеты, и писал отчет, затем после двухчасового сна, в 2 часа ночи вместе с коллегой В. Дорошевичем он вновь отправляется в район бедствия. С 3 часов ночи и до рассвета журналисты обходили город. "В 7 часов мы с моим спутником поехали в город и до самого дома не обменялись ни одним словом. Впечатление ужасное", — рассказывал Гиляровский в следующем номере газеты.

Не раз на страницах "Русского слова" Гиляровский поднимал вопрос профессиональной этики репортеров. Эту тему затрагивают статьи "По собственной неосторожности", "Три тысячи бритых старух" другие. В них Владимир Алексеевич поднимает на смех репортерские штампы, показывает серьезные недочеты в освещении репортерами уголовных дел.

Очень интересна большая статья Гиляровского "Праздник рабочих", посвященная празднованию рабочими дня Первого мая в Сокольниках в 1905 году. Вот некоторые выдержки из этого материала: "О первом мая в Сокольниках говорили давно. Носились слухи о "бунте", об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники, из боязни этого дня, не выезжали в Сокольники, и дачи пустуют. Но это был измалеванный черт, которого, оказалось, бояться нечего. Гулянье 1 мая в Сокольниках прошло благополучно. Народу было более 50 000... Подстриженные, причесанные, одетые по средствам и обычаю, рабочие все были чисты, праздничны, и сновавшие между ними хулиганы и "ночные сокольничьи рыцари" ярко отличались от них. И когда эта "рвань коричневая" подходила к группам рабочих, ее встречали не совсем дружелюбно...Если в толпе были только одни рабочие, — все обходилось благополучно, послушают, поговорят и мирно расходятся. Иногда после речей кричали "ура", но было все смирно. Не то, когда появлялись хулиганы и карманники!".

Заканчивается репортаж такими словами: "Городской праздник был окончен. Москвичи, натерпевшись страху в десятиминутной панике, убрались восвояси, кто на трамвае, кто на извозчике, кто пешком. Рабочие остались в роще, заняли чайные столики, снова стали собираться в свои партии...Часу в седьмом образовалась... одна партия, человек в триста, которая прошла по четвертому просеку до линии Московско-Ярославской ж. д. и на 5-й версте, на полотне, расположилась, и начались речи...В самый разгар речей вихрем по 4-му просеку налетел взвод казаков, и толпа скрылась в чаще леса. Это был последний эпизод в Сокольничьей роще 1 мая... Все страхи и ужасы этого дня, навеянные некоторыми газетами и массой прокламаций, оказались вздорными. Пусть же празднуют и рабочие! Пусть 1 мая в Сокольниках будет их день. Как Татьянин день для студентов..."

В 1914 году Владимиру Алексеевичу предложили издать собрание своих сочинений. Он начал работать над семитомным собранием, но начало Первой мировой войны помешало реализовать эти планы. После Октябрьской революции Гиляровский продолжал работать. Теперь он печатался в новых изданиях: в газетах "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", в журналах "Рампа", "Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". Его популярность не ослабевала, а книги, написанные им, не залеживались на прилавках.

Самой известной книгой Гиляровского, которая и сегодня очень популярна у читателей, является "Москва и москвичи", изданная в 1926 году. В ней подробно и правдиво отображена жизнь Москвы периода 1880-1890-х годов. В ней можно найти рассказ обо всем интересном, на страницах книги описаны рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, люди искусства, торговцев, чиновники и многое другое. Второе издание книги (1931г.) называлось "Записки москвича". В 1926 также вышла книга "От Английского клуба к Музею революции".

В книге "Мои скитания" читатель встретит уникальные воспоминания о тяжелом труде бурлаков. Гиляровский подробно описывает все профессиональные тонкости этого дела, рассказывает о положении бурлаков в обществе, о том, как проходит их рабочий день, как они обедают и отдыхают. Масса подробностей и нюансов бурлацкой жизни, которые стали известны Владимиру Александровичу из собственного опыта, детально знакомят нас с этой, давно ушедшей в прошлое, профессией так, что не остается ни одного непонятного вопроса.

Последняя книга Владимира Алексеевича Гиляровского "Друзья и встречи" была издана за год до его смерти. В то время он уже был очень болен, почти потерял зрение, но продолжал работать, описывая свою. Полную приключений и событий, жизнь. Он писал: "И вот на старости я сызнова живу двумя жизнями: старой и новой. Старая - фон новой, который должен отразить величие второй. И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего…".

Владимир Алексеевич Гиляровский умер 1 октября 1935 года в возрасте 82 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1966 году в его честь переименовали 2-ю Мещанскую улицу в Мещанском районе Москвы. Есть улица его имени и на родине писателя, в Вологде. Самой лучшей памятью о выдающемся журналисте и писателе, о яркой личности, какой был Гиляровский, служат его книги, издаваемые большими тиражами до сих пор.