Государственный академический Малый театр России


Адрес: Театральный проезд, д. 1

Телефон: заказ билетов (web-касса): 8 (495) 624 4046, отдел реализации билетов: 8 (495) 625 4859, администратор: 8 (495) 624 4083

Время работы: кассы Основной сцены работают: будни — с 11:00 до 20:00, выходные — с 11.00 до 19:00

Как добраться до Государственного академического Малого театра России: ст. метро: Охотный ряд, Лубянская площадь, Кузнецкий мост

Начало публичному русскому театру было положено в 1756 году, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении российского театра в Санкт-Петербурге. Этот театр родился из профессиональной драматической труппы Федора Григорьевича Волкова, которая начала свою деятельность в Ярославле в 1750 году. Спустя два года указом императрицы труппа была переведена в Санкт-Петербург, а в 1756 году состоялось открытие театра. Его возглавил А.П. Сумароков, драматург, автор трагедий "Хорев", "Синав и Трувор", которые составили первоначальный репертуар театра.

Некоторое время спустя при Московском университете была организована студенческая труппа. Ее возглавил директор университета, поэт и драматург М.М. Херасков. В Московском Университете царил дух свободы и демократии, который привнес сюда его основатель М.В. Ломоносов. Из университетской труппы вышли такие актеры как Я. И. Булгаков, П. А. Плавильщиков и другие.

Этот студенческий театр просуществовал недолго, но он стал основой первой постоянной театральной труппы в Москве. Несколько десятилетий московскую труппу, в состав которой входили актеры, певцы, музыканты и танцовщики, возглавляли частные предприниматели, среди них был и известный антрепренер М.Е. Медокс. В 1780 году он выстроил здание театра, который был назван Петровским. В 1806 году труппа Петровского театра была переведена на казенный счет. Она вошла в систему императорских театров, и с тех пор Петровский театр стал называться Императорским Московским театром.

Огромное влияние на репертуар театра оказывала прогрессивная русская интеллигенция, сплотившаяся вокруг писателя и издателя Н.И. Новикова. В Петровском театре впервые в Москве были поставлены спектакли по пьесам Д. И. Фонвизина, А. О. Аблесимова, Л. Б. Княжнина, И. А. Крылова, Мольера, Вольтера, Дидро, Бомарше, Лессинга и других.

После того как Петровский театр сгорел, его театральная труппа ненадолго осталась без сцены. В 1806 году вышел указ об учреждении императорских театров, и в состав новой труппы вошли актеры Петровского театра и крепостные актеры Столыпина, который продал свою труппу государству. Сохранилась купчая, в которой говорится: "Г. Столыпин находящуюся при Московском Вашего Императорского Величества театре труппу актеров и оркестр музыкантов, состоящих с детьми их из 74 человек, продает за 42 000 рублей". Правда в итоге труппа была продана за 32 000 рублей, так как император Александр I счел сумму, запрошенную Столыпиным, слишком большой.

Архитектор К. Росси для нового театра выстроил деревянное здание рядом с Арбатскими воротами, но в 1812 году оно сгорело. У московской труппы вновь не было помещения, и спектакли проходили в разных частных домах, в том числе в домах Пашкова и Апраксина. Только в 1822 году было принято решение о формировании театрального центра в Москве. Архитектор В.О. Бове перестроил для театра дом купца Варгина, и 14 октября 1824 года здесь состоялось первое представление Малого театра. "Московские ведомости" писали об этом событии следующее: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."

Поначалу "малый" писали со строчной буквы, ведь это слово обозначало всего лишь размеры здания в сравнении с соседним Большим театром, в котором ставили оперные и балетные постановки, но спустя некоторое время "Малый" стало именем собственным, которое во всех странах произносится на русском языке. Какое-то время балетно-оперная и драматическая труппы были единым коллективом, актеры могли играть в спектаклях разного рода, а между двумя театрами существовал подземный ход.

В 1838-1840 годах здание театра было перестроено по проекту архитектора К. Тона, причем, внешний вид театра практически не изменился, а вот внутренняя часть была значительно преобразована.

Один из знаменательных этапов в судьбе Малого театра связан с великим трагическим актером П.С. Мочаловым. В.Г. Белинский писал, что этому "актеру-плебею" удалось переломить каноны устоявшихся традиций, сложившихся в эпоху классицизма. Вместо общепринятых декламации и величественных, он принес на сцену бурную страсть и жестикуляцию, выражающую всю палитру человеческих эмоций. В 1822 году в Малый театр пришел бывший крепостной актер М.С. Щепкин, уже заработавший известность в провинциальных антрепризах. "Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре", — так охарактеризовал Щепкина А. И. Герцен.

Очень интересна история репертуара Малого театра. Еще при жизни А.С. Пушкина здесь были поставлены три сценические версии таких произведений поэта как "Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан" и "Цыган". Зарубежные драматурги в Малом театре были представлены произведениями Шекспира и Шиллера.

Большой интерес у зрителей вызвала постановка комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Правда, в 1830 году цензура допустила к показу только отдельные сцены, но уже в 1831 году театралы смогли увидеть пьесу целиком. В спектакле приняли участие сразу два великих актера: Щепкин выступал в роли Фамусова, а Мочалов - в роли Чацкого. Шли на сцене Малого театра и пьесы Н.В. Гоголя. При постановке "Ревизора" сам писатель послал Щепкину письмо, в котором давал ему советы для игры. Специально для Малого театра и М.С. Щепкина И.С. Тургенев написал пьесы "Холостяк" и "Нахлебник". В Малом театре прошла премьера комедия "Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина.

Сохранилось письмо И.А. Гончарова к А.Н. Островскому, в котором говорится: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Островский написал для Малого театра 48 пьес, и все они были поставлены. Каждое свое произведение драматург лично читал актерам, а затем проводил с ними репетиции. "Домом Островского" Малый театр начали называть еще при жизни этого автора, а в 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник великому русскому драматургу. "На всякого мудреца довольно простоты", "Правда — хорошо, а счастье лучше", "Последняя жертва", "Волки и овцы", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Лес", "Бешеные деньги", "Трудовой хлеб", "Свои люди — сочтемся!", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" - эти пьесы Островского и сегодня составляют основу репертуара Малого театра.

Как уже говорилось выше, поначалу Большой и Малый театры были единой структурой. Так, популярный спектакль "Орлеанская дева" по Ф. Шиллеру, в котором в главной роли играла великая Ермолова шел на сцене Малого театра 9 лет, а затем был перенесен в Большой театр – так велико было число желающих его увидеть. Случалось и наоборот, когда оперные или балетные постановки проходили в Малом театре. Именно здесь состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

При жизни А.П. Чехова его пьесы в Малом театре почти не ставили. Здесь можно было увидеть только водевили "Предложение", "Медведь" и "Юбилей". Уже в наши дни пьесы "Вишневый сад", "Чайка", "Три сестры" занимают важное место в жизни Малого театра.

Визитной карточкой театра стала трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: "Царь Иоанн Грозный", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Специально для этих спектаклей Г.В. Свиридов написал музыку. Из зарубежных классиков Малый театр отдавал предпочтение таким авторам как Шекспир, Гольдони, Мольер.

В послереволюционные годы театральный комиссариат хотел закрыть Императорский театр, так как он не нужен новому зрителю, но эти планы не осуществились. Во время Великой Отечественной войны Малый театр также сделал свой вклад в борьбу с врагом. Актеры театра в числе первых вошли в состав фронтовых бригад, ездивших с выступлениями по воинским частям и госпиталям. В 1943 году был организован Фронтовой филиал Малого театра, труппа которого выступала перед воинами действующих частей армии. В общей сложности бригады Малого театра и Фронтового филиала в дни войны дали около 2700 фронтовых спектаклей и концертов. В 1944 году на средства, собранные коллективом Малого театра, была построена эскадрилья самолетов, которая называлась "Малый театр – фронту". Эта эскадрилья с октября 1944 года по 1945 год участвовала в боях над Восточной Пруссией.

После войны, в 1946 году здание Малого театра реконструировали по проекту архитектора А.П. Великанова. В обновленном здании в послевоенные годы были поставлены такие спектакли как "Васса Железнова" М.А. Горького, историческая драма А.Н. Степанова и И.Ф. Попова "Порт-Артур", "Власть тьмы" Л.Н. Толстого, "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, "Макбет" У. Шекспира, "Ярмарки тщеславия" У. Теккерея, "Госпожа Бовари" Г. Флобера.

Репертуар 1980-х годов можно назвать консервативным. В нем отсутствовали громкие скандальные пьесы, но это не делало его менее интересным. Зрителей с неизменным постоянством привлекала игра талантливых актеров, выступающих на сцене Малого театра, таких как И.В. Ильинский, М.И. Царев, М.И. Жаров, Э.А. Быстрицкая, В.В. Кенигсон, В. И. Коршунов, Е.В. Самойлов, Е.Я. Весник, Ю.И. Каюров, Н.И. Корниенко, Ю.М. Соломин, В. М. Соломин и многие другие.

Сейчас труппа Малого театра насчитывает более 100 человек, общее число сотрудников превышает 700 человек. У театра имеется свой симфонический оркестр, состоящий из профессионалов мирового класса. Каждый сезон театр радует зрителей несколькими новыми постановками, и убирает из репертуара несколько старых спектаклей. Помимо выступлений в Москве, театр много гастролирует, его спектакли могли увидеть жители Финляндии, Италии, Германии, Франции, Японии, Израиля, Греции, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Кореи и многих других государств.

По инициативе Малого театра проводится Всероссийский фестиваль "Островский в Доме Островского", целью которого является поддержка русской театральной провинции. В дни фестиваля на сцене Малого театра труппы из разных городов России представляют зрителям свои постановки произведений Островского. В 2010 году Малый театр приняли в Союз театров Европы (СТЕ), а в 2012 году на его сцене прошел Международный фестиваль СТЕ.

Указом Президента России Государственному академическому Малому театру России был присвоен статус национального достояния, в который входят такие культурные объекты как Большой театр, Третьяковская галерея, Эрмитаж и прочие.

У Малого театра имеется филиал, расположенный по адресу Большая Ордынка, д. 69. В 1914 году это здание, построенное Н.А. Спириным как кинотеатр «Кино-Палас», было преобразовано в театр П.П. Струйского. Позднее театр переименовали в Театр миниатюр, в 1917 году его национализировали. В 1922 году здесь начал работу районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр). Директором театра был назначен его бывший хозяин – П.П. Струйский. Через три года театр снова сменил название – теперь он назывался Московский театр Ленсовета. В 1944 году театр на Большой Ордынке передали Малому театру в качестве филиала. Сейчас спектакли Малого театра идут на обеих сценах каждый день кроме понедельника.


 

Историческая справка:

1780 г. – было построено здание Петровского театра
1806 г. - труппа Петровского театра была переведена на казенный счет
1806 г. - вышел указ об учреждении императорских театров
1822 г. - в Малый театр пришел бывший крепостной актер М.С. Щепкин
1824 г. - состоялось первое представление Малого театра
1838-1840 г.г. - здание театра было перестроено по проекту архитектора К. Тона
1929 г. - перед зданием Малого театра был установлен памятник Островскому
1943 г. - был организован Фронтовой филиал Малого театра
1944 г. - на средства, собранные коллективом Малого театра, была построена эскадрилья самолетов
1946 г. - здание Малого театра реконструировали по проекту архитектора А.П. Великанова
1944 г. - театр на Большой Ордынке передали Малому театру в качестве филиала
2010 г. - Малый театр приняли в Союз театров Европы
2012 г. - на его сцене прошел Международный фестиваль СТЕ