Императрица Анна Иоановна подписала указ об отливке Большого Успенского колокола


26 июля 1730 года (15.07.1730 по c/с):


(сегодня 293-я годовщина)

 



Царь-колокол (Большой Успенский колокол). Рисунок середины XIX века.

Подробное описание:


Большой Успенский колокол (Царь-колокол) - самый тяжелый из звучащих колоколов Москвы. Его история началась в XVII веке. Первый колокол - прадед существующего ныне колокола, был отлит в 1600 году по приказу царя Бориса Годунова. Полагают что лил его мастер Андрей Чохов. Колокол висел в деревянной колокольне, весил около 40 тонн, а чтобы раскачать его язык, нужно было 24 человека. Во время одного из пожаров в середине XVII века колокол упал и разбился. В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал из разбившегося Большого Успенского отлить новый колокол еще большего размера и веса, но он просуществовал всего около года. В 1654 году при Рождественских звонах колокол был разбит. В 1655 году, двадцатилетний мастер Александр Григорьев взялся вновь перелить разбитый колокол. Только в 1668 году колокол был поднят в специальную деревянную звонницу, построенную на Соборной площади рядом с Иваном Великим. Во время пожара 19 июня 1701 года, в котором сгорели все деревянные постройки Кремля, колокол упал и разбился. В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ об отливке нового гиганта. Работы по проектированию и отливке колокола были получены колокольных дел мастеру Ивану Моторину, потомственному московскому литейщику. Новый Царь-колокол был отлит 25 ноября 1735 года. После того, как колокол остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Сбежавшийся народ пытался тушить деревянные конструкции над литейной ямой, где еще находился колокол. Опасаясь, что колокол расплавится, его поливали водой, отчего раскаленный металл начал трескаться, и от колокола откололся кусок весом в 11,5 тонн. Колокол еще почти на сто лет остался в литейной яме. О нем вспомнили в 1819 году, когда в Кремле проводились восстановительные работы после нашествия французов. Подъем колокола и установку его на постамент осуществил архитектор и инженер Август Монферран в августе 1836 года. Центральное место в декоре колокола занимают изображения императрицы Анны Иоанновны, которой принадлежит идея этого чуда, и царя Алексея Михайловича. Под изображением императрицы Анны Иоанновны вылита надпись: "Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным".